Jaeger-LeCoultre Gyrotourbillon 1. История создания и главные технические аспекты

0

Прошло чуть более года с момента премьеры пятого поколение знаменитого турбийона сферической формы под фирменным названием Gyrotourbillon авторства мануфактуры Jaeger-LeCoultre.

Обосновавшись в составе модели Master Grande Tradition Gyrotourbillon Westminster Perpétuel, он вписал свое имя в славную череду часов с этим удивительным усложнением: Reverso Tribute Gyrotourbillon (2016), Master Grande Tradition Gyrotourbillon 3 Jubilee (2013), Reverso Gyrotourbillon 2 (2008) и Master Gyrotourbillon 1 (2004).

Эта статья посвящена истории создания последней в этом списке модели, что 16 лет назад стала первыми наручными часами Jaeger-LeCoultre категории Grande Complication, где одним из трех знаковых усложнений, необходимых для обретения этого престижного статуса, оказался первый в мире сферический турбийон.

А история эта начиналась осенью 2001 года с завтрака в ресторане «Рошре» на берегу озера Жу четырех сотрудников марки – директора по маркетингу и развитию Стефана Бельмона, шеф-дизайнера Янека Делескевича, часовщика Эрика Кудрэ и инженера-конструктора Филиппа Ванделя – которые под аромат утреннего кофе и хруст свежих круассанов с домашним джемом наметили концепцию создания часов, что в ближайшие годы должны стать украшением коллекции Большого дома из Ле Сантье.

Краеугольным камнем будущей модели был выбран турбийон сферической формы, образованный двумя клетками (внешней и внутренней, с двумя разными периодами вращения), идея создания которого уже давно витала в голове Эрика Кудрэ, завершившись оформлением патента на усложнение в 2002 году.

Легчайшая внешняя клеть турбийона (масса – 0.035 г) вытачивается из алюминиевого цилиндра пятиосным станком с ЧПУ и приводится в движение через стальной триб, входящий в зацепление с коническими зубьями третьего колеса главной колесной передачи.

Внешняя клетка совершает полный оборот за 60 секунд и оснащена секундным указателем, в то время как внутренняя клетка из титана и алюминия вращается в 2.5 раза быстрее (на полный оборот уходит 24 секунды) и содержит спусковой механизм и колебательную систему баланс-спираль.

Балансовое колесо, колеблющееся с частотой 21’600 пк/ч (3 Гц), изготовлено из 14-каратного золота и примечательно тем, что на его ободе разместились золотые шайбы, отвечающие за регулировку момента инерции (концепция Гиромакс); балансовая спираль брегетирована.

Хитроумный узел сферического турбийона массой 0.336 г, состоящий из 90 компонентов и насчитывающий 13.86 мм в диаметре, занимает место в составе калибра Jaeger-LeCoultre 177 с ручным заводом (диаметр – 36.3 мм, высота – 10.85 мм, 679 деталей, 117 камней, частота баланса – 21’600 пк/ч, запас хода – 8 дней), при этом он установлен в механизм с отклонением в 37 градусов относительно вертикальной оси для снижения общей высоты конструкции, а также для лучшей визуализации работы.

Если секундная индикация ложится на плечи сферического турбийона, зафиксированного под ажурным верхним золотым мостом в положении «6 часов», то малый циферблат, расположенный ближе к 12-часовой отметке, отвечает за информацию о часах и минутах, а также предоставляет возможность справится посредством специального указателя (с окончанием в форме солнца) об истинном солнечном времени (true solar time), отклонения которого от времени гражданского 24-часового формата (mean solar time) описываются так называемым «уравнением времени» (Equation of Time) и колеблются от –16 минут, 21 секунды до +14 минут, 24 секунды в течение года.

Расхождение, не несущее сейчас особой практической пользы и вызванное эллиптической орбитой Земли и наклоном ее оси, имеет важное астрономическое значение и воздает должное сложным часам с уравнением времени, появившимся в конце XVII века.

Вслед за компликациями в виде турбийона и уравнения времени, 177-й калибр дополнен третьим – календарным, возводящим его в категорию Grande Complication: однако реализованный здесь вечный календарь максимально далек от своего классического воплощения, оперируя четырьмя ретроградными указателями, размещенными с двух сторон механизма.

И если его оборотная сторона получила один ретроградный индикатор 4-летнего високосного цикла (соседствующий с дублированным классическим указателем месяца), то лицевая сторона Gyrotourbillon 1 насчитывает еще три – месяца в положении «7.30» и даты в виде двух длинных указателей, в значительной степени скрытых под полукруглой накладкой из матового сапфира.

Левая стрелка здесь курирует первую половину месяца, извещая о днях с 1 по 15-й, правая, в свою очередь, выполняет аналогичную функцию по отношению к периоду с 17-го по 31-е число, и лишь один раз в месяц — 16-го числа — оба указателя воссоединяются в дружеском соседстве.

Наконец, последним индикатором, размещенным на золотом циферблате Gyrotourbillon 1, идея дизайна которого принадлежала юной Магали Метрайе, стал разместившийся в положении «4.30» указатель запаса хода механизма, внушительные 192 часа которого обеспечиваются системой из двух заводных барабанов, основание и крышка которых впервые в часовом деле изготовлены из сапфирового стекла, снижающего трение.

Калибр, насчитывающий 10 усложнений, поместили в 43-миллиметровый платиновый корпус толщиной 14.9 мм, внешние очертания и конструкция которого позаимствованы у коллекции Master, благодаря чему часы из просто Gyrotourbillon 1 впоследствии превратились в Master Gyrotourbillon 1.

Оригинальную модель, принадлежащую ограниченной и нумерованной серии из 75 экземпляров, производитель оценил в сумму около 300 тысяч швейцарских франков и в своем первоначальном виде она продолжала выпускаться вплоть до 2009 года, когда на авансцену вышло роскошное трио Hybris Mechanica 55 и входящие в его состав часы Hybris Mechanica à Gyrotourbillon в белом золоте и с открытым циферблатом.

Еще одна версия 2009 года относится к Boutique Edition в белом золоте с роскошным рутениевым циферблатом, использующим паттерн «парижские гвозди» (Clous de Paris).

В историю модели вписаны и часы, принадлежащие ограниченной серии в 5 экземпляров 2010 года – в платиновом корпусе с черным PVD-покрытием.

Photo: Antiquorum

Разумеется, культовый статус Gyrotourbillon 1 стал основой и для изделий, где декоративная и ювелирная составляющая начала соревноваться с часовой: именно таким способом возникли модели из серии Hybris Artistica, где сферический турбийон соседствует с техниками Ателье редких ремесел, а также усыпанные бриллиантами экземпляры, приятно отягощающие женские запястья…

По прошествии полутора десятков лет большинство людей, стоявших у истоков создания легендарной модели, уже не связаны с мануфактурой из Ле Сантье – кто-то ушел на пенсию, кто-то обрел себя в другой сфере, а кто-то будоражит часовую общественность своими творениями в другом месте, как Эрик Кудрэ (TEC Ebauches) и созданный им трехосный турбийон TriAx, реализованный в Legacy Machine Thunderdome от MB&F.

Но каждая новая модель Jaeger-LeCoultre с гиротурбийоном будет таить в себе отсылку к тем славным временам, когда вдохновение, мастерство и труд одаренных личностей стали источником рождения удивительных часов.

Поделиться.

Об авторе

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.