Как гласит давняя история, у истоков создания Reverso стояли три человека, так или иначе связанных с часовым делом эпохи 20-х – начала 30-х годов прошлого столетия.
Первый, Сезар де Трей (César de Trey) – швейцарский бизнесмен, который страстно увлекался и занимался продвижением престижных механических часов в восточных странах, в частности, в Индии. Это тот самый человек, к которому обратился офицер британской армии после матча в поло с демонстрацией разбитого стекла своих наручных часов и вопросом, способны ли швейцарские часовщики создать такие часы, которые выдержали бы все перипетии этой насыщенной событиями игры.
Второй, Жак-Давид ЛеКультр (Jaques-David LeCoultre) – управляющий мануфактуры LeCoultre&Co, хороший знакомый Сезара де Трея и тот самый человек, к которому последний обратился в поисках совета по созданию часов для игры в поло.
И, наконец, Рене-Альфред Шово (René-Alfred Chauvot) – талантливый инженер парижской компании Jaeger Company, которому и суждено было стать автором изобретения часов в переворачивающемся корпусе, известных как Reverso. Именно в Jaeger обратились де Трей и ЛеКультр, и результатом гениального замысла Шово стало опубликование 4 марта 1931 года патента на Reverso – дата считается днем рождения этих легендарных часов, ставших символом той эпохи, классикой Art Deco.
Логическим развитием возникшей идеи стала покупка де Треем прав на изобретение и создание в ноябре 1931-го года вместе с Жаком-Давидом ЛеКультром маркетинговой компании Spécialités Horlogères, в первую очередь для продвижения Reverso, а также для дистрибьюции изделий Jaeger и LeCoultre. Нужно отметить тот факт, что для производства корпусов был привлечен сторонний производитель, женевская марка A&E Wenger. В то же время механизмы LeCoultre, которые бы наилучшим образом подходили новому корпусу, также еще не были готовы и вплоть до 1933 года предприятие использовало калибры Tavannes Watch Co. (063 и 064 в мужских моделях, 050 и 051 – в женских). Разумеется, сборка осуществлялась на мануфактуре LeCoultre в Ле Сантье.
Как можно понять из цепочки событий, торговая марка Reverso не являлась собственностью мануфактуры LeCoultre, и именно об этом свидетельствует тот факт, что циферблаты первых версий либо вообще не имели надписей, либо были подписаны Reverso или Reverso Luxe. Политика Spécialités Horlogères была такова, что любая часовая марка могла заказать себе часы в корпусе-перевертыше, вот почему иногда встречаются ранние экземпляры Reverso под марками Patek Philippe, Cartier или Vacheron Constantin.
Наконец, в начале 1933-го года появилось семейство фасонных калибров, созданных в ЛеСантье специально для Reverso: 410 (с малой секундной стрелкой) и 411-й (с центральной секундной стрелкой) для мужских моделей и 404-й для женских версий (две стрелки). Любопытно, что с самого рождения Reverso отличались разнообразием цветовых решений своих циферблатов, первоначально это было характерно для женских моделей, позднее – и для мужских. Синие, красные, шоколадные, цвета шампанского – именно эта историческая ретроспектива послужила вдохновением для циферблатов Реверсо во втором десятилетии 21-го века…
В 1935 году увидела свет версия в биколорном корпусе.
А в 1937 году свершилось знаковое событие в истории всей марки, известной ныне как Jaeger-LeCoultre. Именно компания Spécialités Horlogères и Жак-Давид ЛеКультр (выкупивший патент на Reverso в 1934-м), фактически объединившая такие имена как Reverso, LeCoultre и Jaeger в одно целое, было переименована в «Société de vente des produits Jaeger-LeCoultre» и стала истоком рождения великого бренда.
Во время второй мировой войны выпуск Reverso сопровождал лозунг «идеальные часы для армии», что было обусловлено удачной конструкцией корпуса, защищающего часы теперь уже не при игре в поло, увы, а во время проведения военных операций. В военные и послевоенные годы часы сопровождал созданный в 1939-м калибр 437, построенный на основе калибра 411, характеристики которого претерпели значительные улучшение. Калибр 438 пришел на смену соответственно, механизму под индексом 410.
К сожалению, 50-е и 60-е годы и пришедшая мода на круглые часы с четким и простым оформлением, едва не похоронила Reverso в череде грядущих десятилетий. Однако его величество случай оказался благосклонен к легендарным часам и в середине 1970-х годов итальянский дистрибьютер марки Джорджо Корво (Giorgio Corvo) обнаружил последние две сотни корпусов Reverso на складах мануфактуры. По своей личной инициативе он выкупил и снабдил их механизмами для последующей продажи. И стоит отметить, что благодаря вкусу итальянских модников часы разошлись в течение месяца, что подтолкнуло мануфактуру к возрождению своей знаковой коллекции (1975). Именно с конца семидесятых ведутся работы по созданию новой конструкции знаменитого переворачивающегося корпуса, однако смена хозяев и прочие неурядицы того периода тормозят этот процесс на долгие годы.
Лишь в 1985-м компания официально представляет новый тип корпуса, состоящий из 55 деталей (оригинальным корпус Reverso насчитывал 23) и обладающий защитой от попадания внутрь влаги и пыли. В качестве базового калибра Реверсо той поры был выбран небольшой, но весьма удачный механизм JLC 846, разработанный в 1975 году и до сих пор использующийся в женских моделях коллекции…
Тем не менее, настоящий расцвет Reverso наступил в 90-е годы двадцатого века. В ознаменование 60-летнего юбилея символа Art Deco было решено выпустить набор из шести часов с различными усложнениями, тираж каждой модели составил 500 единиц в корпусах из 18-каратного розового золота.
Хронология появления моделей предлагает следующий порядок:
1991 – Reverso 60ème [калибр 824, мосты и платины из розового золота]
1993 – Reverso Tourbillon [калибр 828]
1994 – Reverso Repetition Minutes [калибр 943]
1996 – Reverso Chronographe Retrograde [калибр 829]
1998 – Reverso Geographique [калибр 858]
2000 – Reverso Quantieme Perpetuel [калибр 855]
Очевидно, чтобы показать механизмы с усложнениями, задние крышки некоторых моделей пришлось снабдить прозрачными сапфировыми стеклами, что перевело первоначальную идею Реверсо в иную плоскость – из часов с защитными функциями корпуса в часы, которым суждено оставить пыльные поля для поло и перейти в сегмент высокого часового искусства, доступного узкому кругу покупателей.
Впрочем, оборотная сторона корпуса сулила и другие практические выгоды – так, в 1994 году родилась блестящая концепция Duoface, в которой циферблаты с разных сторон корпуса показывали время в разных часовых поясах. Отвечал за индикацию фасонный калибр JLC 854.
Тем не менее, превосходство металлической поверхности перед сапфировым стеклом в отношении таких изобразительных техник, как гравировка или горячая эмаль, никто не отменял. Так, в 1995 году был подготовлен сет из четырех моделей Реверсо с потрясающими эмалевыми миниатюрами чешского художника Альфонса Мухи, воплощающими четыре времени года.
Год 1997-й ценен для коллекции появлением концепции Duetto. Ее предназначение было адресовано женским моделям и состояло в наличии двух циферблатов, совершенно разных по стилю и оформлению, что позволяло использовать одни и те же часы для разных ситуаций.
Новое тысячелетие подарило поклонникам Reverso массу открытий и еще больших откровений.
Во-первых, это серия лимитированных версий в платиновых корпусах: Reverso Platinum Number One (2001), Reverso Platinum Number Two (2003, калибр 848 с турбийоном, мосты и платины из белого золота) и великолепные Reverso Platinum Tourbillon Squelette (2004, калибр 848SQ, 35 ед.).
Во-вторых, это семидесятилетняя годовщина Reverso, юбилейная по этому случаю модель Reverso Septantieme (2002, калибр 879) и положенная в ее основу концепция новых фасонных калибров с 8-дневным запасом хода, которая получила продолжение в лице Reverso Grande Date (2003, калибр 875), Reverso Grande GMT (2004, калибр 878), Reverso Grande Reserve (2004, калибр 874), Reverso Grande Sun Moon (2006, калибр 873). Отличительной чертой этой линейки стал также новый, увеличенный размер корпуса eXtra Grande Taille, в то время как с 1991 года часы Реверсо сопровождал более компактный Grande Taille (42.2х26 мм).
В 2006 году примечательным событием стало появление моделей Reverso a Eclipses с циферблатом в виде эмалевой миниатюры, поверхность которого по желанию владельца закрывала сдвижная шторка, управляемая колесиком на лицевой стороне корпуса.
Этот же год стал премьерным для первых Reverso класса Grande Complication. Часы Reverso Grande Complication a Triptyque поражали воображение не только размерами корпуса, но и теми 19 усложнениями, которыми был наделен калибр 175, а также фактом, что для считывания информации были предназначены 3 циферблата – гражданское время на лицевой стороне поворотной части корпуса, сидериальное на оборотной стороне и вечный календарь на внутренней части каретки. Любопытно, но эта модель стала первой, где маркой были опробованы кремниевые технологии в спусковом механизме.
2008-й год ознаменовался моделью Reverso Gyrotourbillon 2 и калибром 174 с цилиндрической пружиной баланса.
Наконец, 80-летний юбилей Reverso и презентация моделей, которые формируют образ коллекции и по сей день.
На SIHH 2011 мануфактура предложила новую геометрию корпусов Reverso в виде соотношения 46 х 27 мм и тонкий профиль. Линия Grande Reverso Ultra Thin насчитывает несколько десятков версий как в мужской, так и в женской ветке и предлагает как современные по характеру модели, так и всевозможные трибьюты первым часам 1931 года или версии 1948 года, а также отдает дань часам с цветными циферблатами из 30-х.
Кроме того, в актуальной коллекции Jaeger-LeCoultre Reverso продолжают оставаться и такие заслуженные модели, как Classique, Grande Taille, Duo и даже не получившая должного признания у адептов марки Squadra.
В то же время мануфактура не чурается предлагать в облике Reverso утонченным ценителям высокого часового искусства редкие и исключительные шедевры с использованием гравировки, горячих эмалей и деликатного скелетонирования механизмов. Ярким примером может служить модель Grande Reverso Tourbillon Squelette из нашумевшего сета Hybris Artistica 2014-го года.
Неудивительно, что на долю коллекции Reverso все еще приходится большая часть продаж Jaeger-LeCoultre. Да, сейчас в арсенале мануфактуры уже не две линейки (прямоугольная и круглая Master Control), как это было еще в начале тысячелетия. Но разве кто-то возьмется спорить, что с того самого 1931-го года и еще на долгие времена именно Reverso останутся визитной карточкой дома из Ле Сантье. Картинкой из далекого прошлого, исполненной в мягких пастельных красках, в которую вершители часовых судеб вдохнули свою, особенную историю.