40 лет – это возраст расцвета и проявления самых лучших качеств, которые за это немалое время успели раскрыться во всей своей многогранной красоте. Это определение как нельзя лучше подходит к коллекции Royal Oak швейцарской марки Audemars Piguet из местечка Ле Брассю, что расположено в долине Жу посреди Юрских гор. Сейчас, когда количество часов из этой линии составляет более 50% от общего объема производства, а успех каждой новой модели практически заранее гарантирован, трудно поверить, что в далеких 70-х сама идея о выпуске относительно дорогих часов в стальном корпусе была чрезвычайно рискованной и грозила нанести серьезную брешь финансовому состоянию компании в случае неудачного исхода…
В самом начале 70-х годов прошлого столетия ряд дизайнеров, в том числе и довольно известные, пробовали свои силы в создании эскизов для будущей модели часов. Выбор руководства Audemars Piguet пал на творение Джеральда Шарля Джента, который видел образ часов в угловатом стальном корпусе с характерным восьмиугольным рантом, расположенными по ранту восемью винтами из белого золота, и восьмиугольной же заводной короной. Черный циферблат контрастировал с накладными серебристыми часовыми метками и логотипом марки в положении «6 часов». Лаконичность дизайна и размеренное течение времени подчеркивалось отсутствием секундной стрелки, а изящность придавал гильошированный циферблат Tapisserie. Отдельных слов заслуживает интегрированный с корпусом стальной браслет, исключительно инновационное решение, до тех пор не встречавшееся. Премьерная модель Royal Oak была представлена в 1972 году и носила каталожное обозначение Ref. 5402ST.

Модель имела корпус диаметром 38.7 мм и тонкий профиль в 8 мм. Сам корпус характеризовался исключительным сочетанием матовых, сатинированных и полированных поверхностей, в сочетании с браслетом он насчитывал до 250 полированных фасок. Его производство было весьма трудоемким, кроме того, для серийного выпуска потребовалась закупка нового оборудования. Разумеется, все это наложило отпечаток на высокую стоимость изделия, а она в те времена была определена на уровне 3200 швейцарских франков. Для сравнения, Rolex Oyster Perpetual Date в стальном корпусе стоил 750 франков, а Patek Philippe Calatrava в корпусе из золота – 2500 швейцарских франков.


Само название часов, Royal Oak (Королевский дуб), тесно связано с легендой, которая повествует о том, что в далеком 1651 году будущий король Англии Карл II, преследуемый войсками Кромвеля после битвы под Уорчестером, нашел укрытие в ветвях могучего дуба, который получил символическое название Королевского дуба и стал символом защиты, безопасности и могущества. Позднее, в период с 1664 по 1914 год, для британского флота будут построены восемь кораблей, которые в знак памяти о вышеописанном событии получат обозначение HMS Royal Oak. Бортовые пушечные люки восьмигранной формы одного из кораблей и стали отправной точкой для полета дизайнерского гения Джеральда Джента.

Первая партия Royal Oak имела тираж в 1000 единиц и главным образом была нацелена на итальянский рынок, который славился особым отношениям к неординарным предметам роскоши, к которым в полной мере можно было отнести и новую модель часов. С учетом того, что общий объем выпуска мануфактурой своих изделий составлял около 5000 часов в год, можно предположить, что неудачный исход для пятой части продукции мог повлечь за собой весьма серьезные финансовые последствия. Но все хорошо, что хорошо кончается – вся партия была распродана в течение года, что нельзя назвать оглушительным успехом, но это позволило модели закрепиться на рынке и в последующем выпустить ряд тысячных тиражей под буквами «A», «B» и «С», с которых начинался серийный номер часов. Самая же первая партия не имела буквы в начале серийного номера и представляет на сегодняшний день особую ценность для коллекционеров Royal Oak по всему миру.
В качестве механической начинки первых Royal Oak был использован механизм AP под индексом 2121. Он представлял собой ультратонкий автоматический калибр с полноформатным ротором автоподзавода диаметром 12.5 линий (28.2 мм) и высотой 3.05 мм. Частота колебаний баланса – 19’800 пк/ч, число камней – 36, запас хода – 40 часов.

Нужно отметить, что калибр AP 2121 был подготовлен специально для Royal Oak и отличается от базового механизма AP 2120 функцией даты, без нее высота исходного калибра составляет удивительные 2.45 мм, один из лучших результатов для автоматических механизмов и по сей день. Время овеяло этот калибр легендами ввиду его высокой надежности, прогрессивных технических решений и прекрасного исполнения. Любопытно, что данный механизм создавался и производился в стенах мануфактуры Jaeger-LeCoultre (где носил фирменное обозначение JLC 920) при финансовом содействии трех грандов швейцарского часового дела – Audemars Piguet, Vacheron Constantin и Patek Philippe. Что касается последнего, то этот калибр под обозначением PP 28-255C использовался в течение 10 лет и нашел применение в первых Nautilus. А вот Vacheron Constantin (под обозначением VC 1120/1121) и, конечно же, Audemars Piguet продолжают выпускать часы на его основе и по сей день. С 2000 года права и оборудование на производство AP 2120/2121 полностью принадлежат мануфактуре из Ле Брассю как часть сделки по продаже 40% доли Jaeger-LeCoultre группе компаний Richemont.

К середине 70-х Royal Oak обрел заслуженную популярность и отголоски его дизайна нашли место в часовых коллекциях различных производителей. Так, марка Baume et Mercier выпустила часы Riviera, а Patek Philippe и IWC привлекли своих почитателей премьерами моделей Nautilus и Ingenieur соответственно.
Выпуск же Royal Oak в первоначальном виде продолжался 7 лет, после чего была анонсирована уменьшенная до 36 мм в диаметре версия с автоматическим механизмом AP 2122, в основе которого лежало новое семейство калибров Jaeger-LeCoultre 90x диаметром 11.5 линий (25.9 мм), толщиной 3.25 мм и частотой колебаний 21’600 пк/ч. Функционально часы обогатились центральной секундной стрелкой, также стала возможна быстрая коррекция даты, отсутствовавшая в механизме AP 2121. Это ответвление линии Royal Oak успешно продолжало свою эволюцию сначала на основе калибров JLC, а позднее (в 2003 году) получило мануфактурный механизм AP 3120, созданный силами специалистов Audemars Piguet. На сегодняшний момент эта ветвь имеет в своем арсенале модели с корпусами различного диаметра (41 мм, 37 мм, 33 мм) и изготовленные из различных материалов, в том числе и драгоценных металлов, ибо на протяжении столь долгой истории рынок не мог довольствоваться часами исключительно из стали…

А вот преемники первоначальной модели всегда отличались оригинальными пропорциями корпуса и легендарным механизмом AP 2121. В честь 20-летия Royal Oak, в 1992 году, маркой была подготовлена модель Ref. 14802, опять же с исторически правильным ограниченным изданием в 1000 часов. Основным нововведением стало появление прозрачной задней крышки, что позволила любоваться изысканным золотым ротором автоподзавода. Дизайн циферблата так же претерпел некоторые изменения, наиболее заметным следует признать логотип AP, перемещенный на отметку «12 часов».


Следует отметить, что в период с 1990 по 1998 год в каталоге марки также присутствовала аналогичная модель с глухой задней крышкой (Ref. 15002) под обозначением Royal Oak Jumbo. С тех самых пор все модели Royal Oak c механизмом AP 2121 в среде любителей часового искусства принято именовать Джамбо.
Новое тысячелетие послужило стартом новой модели Royal Oak Jumbo под обозначением Ref. 15202. Циферблат получил новый узор Grande Tapisserie с увеличенным размером «клеток», а внешний радиус дополнился цифровым обозначением минут через пятиминутные интервалы. Прозрачное сапфировое стекло задней крышки открывало вид на прекрасный по исполнению золотой ротор автоподзавода ручной работы.

Наконец, 40-летний юбилей, празднование которого пришлось на 2012-й год, не мог остаться незамеченным и подарил всем поклонникам от орложери и персональным фанатам линии Royal Oak целый букет моделей по случаю торжества.
Во-первых, это регулярная модель Джамбо, за которой сохранился прежний индекс Ref. 15202, но к которой вернулись фирменные черты самых первых Royal Oak 1972-го года, включая логотип AP в положении «6 часов» и мотив гильоширования Petit Tapisserie. К счастью, заднюю крышку не стали исполнять глухой и она по-прежнему удивляет изящным содержанием в виде калибра AP 2121, с новой формой золотого ротора.

Во-вторых, это лимитированное издание Royal Oak Openworked Extra-thin в платиновом корпусе тиражом в 40 изделий (Ref. 15203), заключающее изящно скелетонированную версию механизма AP 2121 под обозначением AP 5122.

И было бы ужасным кощунством пройти мимо новой версии Roya Oak Extra-thin Tourbillon в предельно тонком для такого усложнения корпусе диаметром 41 мм и высотой менее 9 мм, для которой фирменным ателье Audemars Piguet Renaud et Papi был разработан новый калибр AP 2924 с ручным заводом. Его толщина определяется впечатляющим значением 4.46 мм. На суд зрителей вынесли как регулярную модель, так и лимитированную 40 экземплярами юбилейную модель Openworked Extra-thin Tourbillon со скелетонированным механизмом.


Формат данной статьи не предполагает детальный рассказ о часах Royal Oak с различными усложнениями, ибо таких за 40-летнюю историю наберется ой как много. Это и простые, наподобие функции второго времени, годового календаря, хронографа; и более сложные, такие как турбийон, вечный календарь с уравнением времени, минутный репетир, сочетание двух сложных функций; и совсем уж умопомрачительные, как Royal Oak Grande Complication на основе автоматического калибра AP 2885, вобравшего в себя минутный репетир, вечный календарь и сплит-хронограф. Не расскажем мы и о прямоугольных Royal Oak, хотя были и такие в одном из редких эпизодов. Отдельного повествования заслуживает и коллекция Royal Oak Offshore, обретшая самостоятельность в 1993 году и ставшая полноценной нарочито спортивной линией марки…

Все это достижения, которые наполняли юность, молодость и зрелый возраст Audemars Piguet Royal Oak. Они ценны и неподражаемы, но почему то особенно важно и приятно вспомнить о первых, иногда совсем неосторожных, шагах будущего почетного и уважаемого именинника. Тем более, когда изначально заложены такие исключительные гены как дизайн Джеральда Джента (к сожалению, покинувшего нас несколько лет назад) и механика тандема Audemars Piguet/Jaeger-LeCoultre. Это творение не могло не превратиться в легенду. С прошедшим юбилеем, Royal Oak!

